Договора РФ

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.


ДОГОВОР
О ПРОВЕДЕНИИ СОГЛАСОВАННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

(Москва, 25 января 2000 года)



Правительства государств - участников настоящего Договора, именуемые в дальнейшем Сторонами,
в развитие Соглашения о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 года,
подтверждая стремление воздерживаться от любых действий, наносящих экономический ущерб интересам государств - участников настоящего Договора,
признавая необходимость соблюдения принципов суверенитета, равенства, отказа от дискриминации,
стремясь к предупреждению возникновения отрицательных для торговли и экономического развития факторов, которые могут возникнуть вследствие монополистической деятельности хозяйствующих субъектов,
признавая необходимость принятия государствами - участниками настоящего Договора антимонопольных законодательных актов и проведения эффективной антимонопольной политики,
принимая во внимание растущее воздействие транснациональных корпораций на экономическое развитие государств - участников настоящего Договора,
учитывая возрастающую роль антимонопольной политики в обеспечении экономических интересов государств - участников настоящего Договора,
договорились о следующем:

Статья 1

Определения

Для целей настоящего Договора применяются следующие определения:
хозяйствующие субъекты - юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и услуг, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;
товарный рынок - сфера обращения товаров (продукции, работ, услуг), не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров в пределах территорий государств - участников настоящего Договора (далее - государства - участники) или их части;
конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров;
доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и / или конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию;
монополистическая деятельность - противоречащие национальному антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и / или ущемляющие законные интересы потребителей;
недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые противоречат национальному антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации;
антимонопольное законодательство - действующие на территориях государств - участников нормативные правовые акты, содержащие положения по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
антимонопольный орган - орган государства - участника, осуществляющий контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
расследование (исследование) - применение антимонопольного законодательства посредством рассмотрения дел о его нарушениях, исследование товарных рынков, а также иные действия, проводимые уполномоченными на то компетентными органами государств - участников.

Статья 2

Цели и задачи

1. Настоящий Договор имеет целью создание правовых и организационных основ сотрудничества Сторон по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущения действий, наносящих ущерб экономическим интересам государств - участников вследствие монополистической деятельности и / или недобросовестной конкуренции.
2. Задачами настоящего Договора являются:
координация совместных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и / или недобросовестной конкуренции;
сближение антимонопольных законодательств в той мере, в какой это необходимо для реализации настоящего Договора;
создание условий для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;
согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и создания на этой основе механизма сотрудничества.

Статья 3

Общие принципы конкуренции

1. Действия, которые приводят либо могут привести к ограничению конкуренции, ущемлению законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, либо являются проявлением недобросовестной конкуренции, рассматриваются как недопустимые и квалифицируются в соответствии с антимонопольным законодательством государств - участников.
2. К действиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, относятся:
1) злоупотребления доминирующим положением, в частности:
навязывание (поддержание) покупных или продажных цен или других несправедливых условий сделки для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
ограничение производства или сбыта в целях необоснованного повышения цен, создания или поддержания дефицита на соответствующем рынке в ущерб потребителям;
применение к хозяйствующим партнерам неодинакового подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции;
создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;
2) антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами и другие виды согласованных действий, которые могут ограничивать свободу конкуренции на товарных рынках или соответствующей их части посредством:
раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту или кругу потребителей;
ограничения доступа на соответствующий товарный рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;
установления покупных или продажных цен или других условий сделки;
контроля над производством, сбытом, техническим развитием, инвестиционными процессами;
навязывания хозяйственным партнерам дополнительных условий сделки, не относящихся к предмету настоящего Договора и ущемляющих их интересы;
использования неодинакового подхода к хозяйствующим партнерам при равных условиях, что создает неблагоприятные условия для конкуренции на соответствующем товарном рынке;
3) недобросовестная конкуренция, в частности:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирования формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
3. При оценке действий или соглашений, ограничивающих конкуренцию, учитывается факт их содействия техническому или экономическому прогрессу, насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров, повышению их конкурентоспособности.
4. Процедура взаимодействия государств - участников в соответствии с принципами конкуренции, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, определяется Положением о взаимодействии государств по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (Приложение 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Статья 4

Межгосударственный совет по антимонопольной политике

1. Для реализации настоящего Договора Стороны учреждают Межгосударственный совет по антимонопольной политике (далее - Антимонопольный совет).
2. Основной задачей Антимонопольного совета является выработка критериев и способов оценки монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, процедур расследования дел по нарушению правил конкуренции, а также разработка правил и механизмов воздействия на хозяйствующие субъекты, органы власти и управления, нарушающие правила конкуренции на товарном рынке и согласование их между Сторонами.
Для обеспечения деятельности Антимонопольного совета создается Секретариат, действующий на постоянной основе.
3. Статус Антимонопольного совета и его задачи определяются Положением о Межгосударственном совете по антимонопольной политике (Приложение 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Статья 5

Обязанности Сторон

1. Стороны принимают меры по реализации обязательств, вытекающих из настоящего Договора.
2. Стороны обязуются содействовать Антимонопольному совету в выполнении его задач.

Статья 6

Обмен информацией

1. Стороны с учетом требований национального законодательства обмениваются информацией:
о состоянии товарных рынков, подходах и практических результатах демонополизации в рамках структурной перестройки экономики, методах и опыте работы по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и развитию конкуренции;
о сведениях, содержащихся в национальных реестрах предприятий - монополистов, осуществляющих поставку продукции на товарные рынки государств - участников;
о практике рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
2. Стороны сотрудничают при разработке национальных законов и нормативных документов по антимонопольной политике путем предоставления информации и оказания методической помощи.

Статья 7

Заключительные положения

1. Настоящий Договор вступает в силу со дня подписания, а для государств, законодательство которых требует осуществления внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи ими на хранение депозитарию уведомления о выполнении указанных процедур.
Со дня вступления в силу настоящего Договора признать утратившими силу Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 года и Протокол о продлении срока его действия от 4 июня 1999 года.
2. Настоящий Договор заключается сроком на пять лет и продлевается автоматически каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.
3. Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.
4. В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Сторон, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью Договора.
5. Любая из Сторон имеет право выйти из настоящего Договора, уведомив о своем намерении другие Стороны не менее чем за три месяца до даты выхода.
6. Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы и готовых принять на себя обязательства по Договору.

Совершено в городе Москве 25 января 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Договор, его заверенную копию.

(Подписи)






Приложение 1
к Договору
о проведении согласованной
антимонопольной политики
от 25 января 2000 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ

1. Общие положения и сфера применения

1.1. Настоящее Положение определяет процедуру взаимодействия по применению принципов конкуренции и относится к действиям хозяйствующих субъектов государств - участников, связанным с их злоупотреблениями доминирующим положением, объединениями, соглашениями (согласованными действиями), недобросовестной конкуренцией, а также к иным действиям (бездействию), ограничивающим конкуренцию в случаях, если:
в этих действиях участвуют два или более хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность на товарных рынках;
эти действия совершаются одним или более хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность на товарных рынках одного из государств - участников и приводят или могут привести к ограничению конкуренции (недобросовестной конкуренции) на товарных рынках других государств - участников или одного из них либо к ущемлению законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей.
1.2. Настоящее Положение не применяется в случаях, если соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, включая их объединения, a также злоупотребления доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и иные действия (бездействие) хозяйствующих субъектов осуществляются на территории только одного государства - участника, не относятся к импорту или экспорту между государствами - участниками и не затрагивают интересов других государств - участников.
1.3. Взаимодействие, предусмотренное настоящим Положением, осуществляется антимонопольными органами в форме уведомлений, запросов информации, заявлений о рассмотрении дела, консультаций.
1.4. Реализация настоящего Положения на территориях государств - участников осуществляется с учетом межведомственного распределения полномочий в соответствии с национальным законодательством.

2. Уведомление

2.1. Если компетентный орган одного из государств - участников проводит расследование (исследование), в ходе которого выясняется, что обстоятельства дела затрагивают или могут затронуть интересы другого государства - участника, он уведомляет об этом антимонопольный орган этого государства - участника. К уведомлению прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения национального антимонопольного законодательства.
2.2. Уведомление должно быть заблаговременным в целях учета мнения и возможных действий другого государства - участника или его антимонопольного органа за исключением случаев, когда заблаговременное уведомление могло бы нанести ущерб рассмотрению дела.
2.3. Перед применением каких-либо мер антимонопольные органы, желающие направить уведомление, должны полностью убедиться в том, что при данных обстоятельствах эти действия не нанесут ущерба рассмотрению дела.
2.4. Уведомление содержит:
названия хозяйствующих субъектов, деятельность которых расследуется;
краткую характеристику существа дела;
относящиеся к делу нормативно-правовые акты;
иные сведения, которые уведомляющий антимонопольный орган считает возможным представить.
2.5. Антимонопольный орган, получивший уведомление, рассматривает возможность применения надлежащих мер в соответствии с национальным законодательством.

3. Запрос информации

3.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения, антимонопольный орган одного государства - участника вправе направлять антимонопольным органам других государств - участников запрос о предоставлении информации, относящейся к предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Другое государство - участник вправе отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если такая информация признается конфиденциальной в соответствии с национальным законодательством.
В запросе о предоставлении информации должна быть указана его цель, изложены обстоятельства дела и приложены необходимые документы.
3.2. Запрашиваемая информация направляется в сроки, согласованные между антимонопольными органами, но не позднее трех месяцев со дня получения запроса.

4. Заявление о рассмотрении дела

4.1. Антимонопольный орган одного государства - участника вправе направить в антимонопольный орган другого государства - участника заявление о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление подается в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства другого государства - участника.
4.2. Антимонопольный орган на основании заявления антимонопольного органа другого государства - участника рассматривает факты нарушения и принимает по ним решения в соответствии с требованиями национального антимонопольного законодательства.

5. Консультации

5.1. Антимонопольные органы в целях сведения к минимуму возможностей возникновения конфликта и принятия взаимоприемлемых решений проводят консультации по вопросам, относящимся к Договору, если имеются существенные основания считать, что в результате рассмотрения дела могут быть затронуты интересы государств - участников.
5.2. Антимонопольный орган, заинтересованный в проведении консультации, направляет антимонопольному органу другого государства - участника письменный запрос о проведении консультаций с приложением необходимых документов, а также обоснованием их необходимости и определением условий проведения.
5.3. Антимонопольные органы осуществляют консультации в согласованные сроки, но не позднее трех месяцев с момента получения запроса.

6. Материалы, направляемые в Межгосударственный совет
по антимонопольной политике

6.1. Антимонопольные органы направляют в Секретариат Межгосударственного совета по антимонопольной политике:
уведомления об изменении своего национального антимонопольного законодательства;
инициативные проекты соглашений и других документов, разработанные в целях реализации Договора;
уведомления о результатах консультаций или о факте принятия взаимоприемлемых решений иным путем.

7. Использование информации

7.1. Информация, полученная в соответствии с положениями разделов 2, 3, 4 и 5 настоящего Положения, используется только для целей соответствующего запроса, рассмотрения дела или консультации.
7.2. Антимонопольные органы, их должностные лица и другие служащие не должны разглашать информацию, полученную ими в ходе применения настоящего Положения.






Приложение 2
к Договору
о проведении согласованной
антимонопольной политики
от 25 января 2000 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

I. Общие положения

Межгосударственный совет по антимонопольной политике (далее - Антимонопольный совет) создается для координации деятельности государств - участников, контроля за соблюдением Договора, сближения национального законодательства в области конкуренции и разработки правовых основ по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарном рынке государств - участников.
Антимонопольный совет в своей деятельности руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, Договором о создании Экономического союза, а также соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ, настоящим Положением и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств.

II. Функции Антимонопольного совета

Антимонопольный совет:
координирует совместную деятельность Сторон по созданию правовых основ по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарном рынке;
содействует Сторонам в разработке и совершенствовании национальных законодательств по вопросам конкуренции;
разрабатывает и рекомендует Сторонам правила и механизмы реализации конкретных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
содействует Сторонам в обмене нормативно-правовой, методической и другой информацией в области антимонопольной политики и конкуренции;
выполняет иные функции, связанные с реализацией Договора.

III. Права Антимонопольного совета

Для выполнения своих функций Антимонопольный совет имеет право:
организовывать проведение экспертизы проектов документов, связанных с реализацией положений Договора;
создавать для подготовки соответствующих проектов документов группы экспертов;
вносить в установленном порядке подготовленные Антимонопольным советом документы на рассмотрение Экономического совета, Совета глав правительств и Совета глав государств СНГ;
запрашивать и получать от Сторон информацию, необходимую для выполнения своих функций;
разрабатывать и утверждать регламент своей работы, а также вносить в него изменения;
осуществлять рабочее взаимодействие с антимонопольными органами третьих стран и соответствующими международными организациями в пределах своей компетенции.

IV. Состав и структура Антимонопольного совета

Антимонопольный совет формируется из полномочных представителей Сторон. Каждая Сторона имеет право назначать в Антимонопольный совет двух полномочных представителей и обладает правом одного голоса.
Антимонопольный совет избирает из числа полномочных представителей Сторон Председателя и двух его заместителей.
Срок действия полномочий Председателя Антимонопольного совета и его заместителей - 2 года. По решению Антимонопольного совета срок может быть продлен или сокращен.
Председатель:
руководит работой Антимонопольного совета по выполнению задач, вытекающих из соглашений, заключенных в рамках Содружества, решений Совета глав государств и Совета глав правительств, а также настоящего Положения;
представляет при необходимости Антимонопольный совет на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Экономического совета и Исполнительного комитета СНГ, а также других уставных органов Содружества в пределах данных ему полномочий;
проводит заседания Антимонопольного совета;
от имени Антимонопольного совета подписывает документы;
организует работу Антимонопольного совета между заседаниями;
с согласия Антимонопольного совета выполняет иные функции, необходимые для обеспечения его работы.
В случае отсутствия Председателя его функции выполняет один из заместителей.
Председатель и его заместители сохраняют статус полномочных представителей своих государств в Антимонопольном совете.
В состав Антимонопольного совета с правом совещательного голоса входит руководитель соответствующего структурного подразделения Исполнительного комитета СНГ.

V. Секретариат Антимонопольного совета

Текущая работа и организационно-техническая подготовка заседаний Антимонопольного совета осуществляется Секретариатом Антимонопольного совета, функции которого выполняет соответствующее структурное подразделение Исполнительного комитета СНГ.

VI. Организация деятельности Антимонопольного совета

Периодичность и порядок подготовки и проведения заседаний Антимонопольного совета определяются регламентом его работы. Внеочередные заседания Антимонопольного совета могут созываться по инициативе Председателя или по требованию представителей не менее трех Сторон.
Расходы по командированию участников заседаний несет направляющая Сторона.
Решения Антимонопольного совета являются правомочными, если на его заседании представлены две трети представителей Сторон.
Антимонопольный совет принимает:
решения, обязательность исполнения которых подтверждается соответствующими решениями Сторон;
решения рекомендательного характера.
На заседаниях Антимонопольного совета могут присутствовать по его приглашению в качестве наблюдателей представители заинтересованных ведомств государств - участников, а также представители зарубежных и международных организаций.
Решения Антимонопольного совета принимаются квалифицированным большинством голосов (двумя третями присутствующих и принимающих участие в голосовании полномочных представителей).
Любая Сторона может заявить о своей незаинтересованности в решении того или иного вопроса, что не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения другими заинтересованными Сторонами. На Стороны, заявившие о своей незаинтересованности, принятые решения не распространяются.

VII. Заключительные положения

Рабочим языком Антимонопольного совета является русский язык.
Место пребывания Секретариата Антимонопольного совета - город Москва.
Изменения и дополнения к настоящему Положению принимаются в соответствии с установленным порядком.